Домашнее анти-образование: новый подход к обучению.
Отечественная система образования многих сегодня не устраивает. Но повод ли это запереть ребенка в четырех стенах и перевести на домашнюю форму обучения?
Тенденция переводить детей на домашнее обучение не так развита в России. Однако во всем мире такой подход к обучению детей уже оформился в несколько направлений.
Самое радикальное направление называется анскулинг (unshcooling). Это слово можно перевести буквально как «не-школьность», но радикальный подход многих родителей уже сформировался в некую оппозицию, поэтому сейчас это движение можно перевести как анти-школа. Более вольная трактовка слова – свободное образование.
В чем принципиальное отличие этого образовательного течения от обычного домашнего образования? Эта система не пытается воспроизвести модель школьного обучения в домашних условиях. Наоборот, строится прямо противоположная схема
Опирается система свободного образования на живой интерес ребенка. Родители не пытаются пробудить этот интерес к четко прописанным пунктам школьной программы. Напротив, они следуют за любознательностью своих детей и на этом основании выстраивают программу обучения.
Познавательная активность строится вокруг непосредственного опыта и живого интереса. В штатах существуют даже целые общины семей, объединенных вокруг философии свободного образования. Это обеспечивает детям, не посещающим стандартных школьных занятий, широкий круг общения. Учитывая стоимость обучения в США, течение unshooling становится еще и экономически выгодным. А в некоторых частях Канады за домашнее образование государство даже доплачивает родителям.
Есть и такие страны, где государство проводит противоположную политику. Во Франции и Голландии получить право на домашнее образование крайне трудно. А в Германии это и вовсе невозможно, потому что противоречит нормам закона. Немцы в этом смысле самая консервативная нация, ведь они следуют закону об обязательном среднем образовании, принятом еще при Гитлере. И если высшее образование в университетах Германии получается добровольно, то в школе обязаны отучиться все поголовно. Таков закон.
А что происходит в России? Как много семей берут на себя ответственность за своих детей, их гармоничное развитие и свободное познание всех явлений этого мира? Законодательно российские семьи свободны в своем выборе, но большинство родителей, даже не задумываясь, делают выбор в пользу школы.
И в большинстве случаев этот выбор единственно верный. Ведь дать ребенку альтернативное образование могут лишь семьи с высоким уровнем культуры и широким кругозором. При этом родители должны иметь достаточно свободного времени, чтобы посвящать своему ребенку и заменить ему всех школьных учителей. Увы, такое могут себе позволить немногие. Даже родители с высоким уровнем достатка предпочитают модель частного образования, но никак не домашнего. И во многом это вопрос мировоззрения, а не достатка.